Учет материальных запасов казенными учреждениями. Отдельные вопросы учета материальных запасов Статья 340 материальные запасы

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.

Примечание:

Судебные решения в пользу проверенной организации обозначены индексом (а);

Судебные решения в пользу контролирующего органа обозначены индексом (б).

(б) Огнетушители приобретены за счёт средств подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", тогда как их следовало оплатить с подстатьи 310 "Увеличение стоимости основных средств».
П-ВСО5

(а) Нецелевого использования бюджетных средств не допущено, так как расходы по приобретению чехлов для сидений автомобиля правомерно отнесены на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
П-ВСО23

(б) Допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, поскольку трансформатор тока и прибор учета электроэнергии относятся к основным средствам и подлежат оплате по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств", а не по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
П-ВСО129

(а) Суды установили, что расходы на приобретение электротехнического оборудования со сроком использования более 12 месяцев - дросселя и лампы, подлежат отнесению на "Увеличение стоимости основных средств", а не на "Увеличение стоимости материальных запасов".
П-ВВО38

(а) Суды пришли к выводам, что приобретенные Учреждением чехол для рояля и шторы, в том числе из вуали, относятся к мягкому инвентарю, и расходы на их приобретение правомерно отнесены на "Увеличение стоимости материальных запасов", а не на "Увеличение стоимости основных средств".
П-ВВО38

(а) ТУ ФСБН установлено, что учреждение приобрело дипломат стоимостью 7 167 руб. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на приобретение материальных запасов, использование которых учитывается по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". По мнению ТУ ФСБН кожаный дипломат относится к основным средствам. Его оплату следовало произвести за счет средств, предусмотренных по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что срок полезного использования спорного дипломата превышает 12 месяцев, и он может быть отнесен к основным средствам.
П-СЗО6

(а) Учреждением за счет средств статьи 340 КОСГУ "Увеличение стоимости материальных запасов" произведена оплата изготовления из материала исполнителя концертных костюмов на сумму 86 000 руб., а также сценических костюмов на сумму 100 000 руб. По мнению ТУ ФСБН данные расходы следовало отнести за счет средств статьи 310 КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств".
Суды указали на необоснованность данного вывода ТУ ФСБН. Нормативные акты о порядке применения бюджетной классификации не позволяют сделать однозначный вывод об отнесении одежды и сценических костюмов к основным средствам.
П-УО46

(б) ТФОМС допущено нецелевое использование бюджетных средств, заключающееся в перечислении денежных средств на приобретение флэш-карты памяти за счет средств статьи экономической классификации расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" вместо статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств".
П-ВСО51

(б) За счёт средств, предназначенных для увеличения стоимости основных средств приобретена бензомоторная пила, которая относится к материальным запасам.
П-УО63

(б) Нецелевое использование выразилось в том, за счет денежных средств подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" произведена оплата двух контейнеров под мусор, расходы на приобретение которых, следовало произвести за счет средств подстатьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", так как срок полезного использования контейнеров более 12 месяцев и они относятся к основным средствам.
П-СЗО65

(а) За счет средств выделенных по подстатье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" Учреждение перечислило 3 290 рублей за изготовление и монтаж жалюзи, в то время как данные расходы, по мнению ТУФСБН, следовало произвести по подстатье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». На основании Инструкции N 148 жалюзи могут быть отнесены и к "Прочим материальным запасам" на счет 010506000.
Расходование Учреждением денежных средств на изготовление и монтаж жалюзи по подстатье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" не является нецелевым использованием бюджетных средств.
П-ВВО55

(б) ТУ ФСБН установлено и судами подтверждено: Учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств - за счет средств статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" произведены расходы по приобретению материальных запасов, предусмотренные статьёй 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": круг отрезной, биты, диск пильный, фрезы, буры, пики, переходник, круг алмазный, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки (водосчетчик, обратный клапан), аптечку ФЭСТ, круг отрезной, биты, диски, оборудование, требующее монтажа и предназначенного для установки (водосчетчик, фильтр, обратный клапан).
П-ВСО154

(б) Выводы ТУ ФСБН о нецелевом использовании бюджетных средств, подтверждённые судами: за счёт ср едств, выделенных по коду КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", были приобретены USB-накопители, тогда как указанные расходы следовало отнести на КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств".
П-ЗСО90

(а) Выводы ТУ Росфиннадзора: Учреждением допущено нецелевое использование субсидии, выделенной на реализацию ФЦП - оплачены матрацы ватные детские по КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" вместо предусмотренного для этих целей КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Решением суда общей юрисдикции признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, выразившемся в указанном выше нарушении. Суд установил, что средства федерального бюджета на закупку матрацев детских направлены на цели, которые предусмотрены ФЦП и за счет тех бюджетных ассигнований, которые были выделены на эти цели, в связи с чем нецелевого использования бюджетных средств не допущено.

На данную статью относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, также предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:

ГСМ, электро- и радиоматериалов, хозяйственных материалов, канцелярских принадлежностей, фотопринадлежностей, книжной и печатной продукции, на бумажных и иных носителях (кроме библиотечного фонда), запасных частей;

Прочих материальных запасов. Приобретение картриджей к оргтехнике.

Кроме того, обращаем внимание на следующие особенности применения экономической классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Эксплуатационные расходы по арендованному имуществу (услуги связи, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества), в случае если они не включены в состав арендной платы согласно договору аренды, подлежат оплате по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов, исходя из экономического содержания проводимых расходов.

Расходы на проведение культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, социальных и иных мероприятий – по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, исходя из экономического содержания проводимых в рамках указанных мероприятий расходов.

Расходы на проведение и организацию выставок в музеях, библиотеках, конкурсов, фестивалей, проведению общероссийских и общегородских мероприятий, связанных с государственными праздниками проводятся по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, исходя из их экономического содержания.

Расходы на новые и заново возобновляемые постановки следует относить на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, исходя из их экономического содержания.

Вознаграждения физическим лицам за выполненные работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, с учетом начисленных сумм единого социального налога, отражаются по соответствующим подстатьям статьи 220 «Приобретение услуг» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Расходы при выполнении работ хозяйственным способом (ремонт, строительство, самозаготовка дров и продовольствия, и т.п.) отражаются по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации, исходя из их экономического содержания. В случае выполнения указанных работ подрядным способом, подлежат отражению по конкретной (одной) статье или подстатье экономической классификации, исходя из предмета договора (соглашения) на проведение работ (оказание услуг).

В соответствии с Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации от 10.12.2004 г. № 114н, оплата товаров, работ, услуг производится на основании договоров. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом, указанное соглашение может быть оформлено счетом, кассовым чеком и другими документами, подтверждающими факт сделки. Вместе с тем, все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов (статья 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Оплата расходов, связанных с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой работников, включая расходы, связанные с оплатой командировок, отражается по соответствующим статьям и подстатьям:

Суточные – по подстатье 212 «Прочие выплаты»;

Оплата проезда – по подстатье 222 «Транспортные услуги»;

Оплата общежития, мест в гостиницах – по подстатье 226 «Прочие услуги»;

Оплата стоимости обучения на курсах повышения квалификации, участия в семинарах – по подстатье 226 «Прочие услуги».

По итогам первой главы следует отметить, что выпускнику вуза культуры необходимо знать, что проблему создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры следует рассматривать в контексте новых правовых актов, регулирующих деятельность учреждений этой области, а также вышедших ранее положений и Постановлений государства. В первую очередь, в контексте реформы бюджетного синтеза, которая предусматривает замену принципа финансирования сети на финансирование культурных услуг.

Поэтому сегодня очень важно уяснить, что органы местного самоуправления в новых условиях закупают бюджетные услуги на основании реестра бюджетных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ). А предоставление бюджетных обязательств происходит в соответствии со ст. 176 БК РФ.

Именно поэтому в настоящее время крайне важным является соблюдение конституционных принципов регулирования рынка культурных услуг для населения. А законодательная база деятельности муниципального учреждения культуры основывается на выполнении и соблюдении их принципов, основ и требований.

Для чего еще необходимо опираться на нормативно-правовую базу? Потому что она четко определяет, из каких объектов культуры состоит муниципальная система, какова ресурсная структура социально-культурной деятельности, какова их функциональная сущность и направленность, и самое главное, каковы гарантии государства, регулирующие эту деятельность.

Вопросы и задания по главе 1

Варианты тем творческих работ

1. Классификация бюджетных услуг учреждения культуры клубного типа Муниципального образования (вариант контрольной работы).

2. Характеристика экономической классификации расходов бюджетов РФ.

3. Дать общую характеристику нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность КДУ в новом правовом поле Федерального закона 131-ФЗ.

4. Дать характеристику функциональной сущности деятельности учреждений культуры клубного типа.

5. Дать характеристику критериев эффективности работы учреждения.

6. Дать характеристику видам услуг по Государственному муниципальному заказу, договору на исполнение социального заказа от юридических лиц и реализации услуг населению.

7. Анализ социальных ресурсов КДУ.

8. Социальные стандарты на содержание организации культуры клубного типа.

Глава 2

Методы моделирования структуры муниципальных культурно-досуговых учреждений клубного типа

реструктуризация культурно-досуговых муниципальных

учреждений клубного типа

Роль управления по культуре, кино, спорту и делам молодежи муниципального уровня в период реструктуризации и далее в пореформенный период должна заключаться в создании системы взаимодействия органов власти и управления различных уровней, а также в обеспечении совместной деятельности общественных организаций и структур социального сектора в осуществлении культурной политики района.

Орган управления рассматривается как ведущий фактор консолидации ресурсов и ответственности для осуществления функций межпоселенческого характера в т.ч. в области культурной деятельности (ст. ст. 8, 34, 41 ФЗ № 131)

Широкий круг полномочий местных органов самоуправления в области культуры предусматривает ряд ответственных действий, а именно:

Осуществление государственной политики в области культуры

на своей территории;

Формирование местных бюджетов и фондов развития культуры,

разработку и применение местных нормативов финансирования культуры;

Регулирование в пределах своей компетенции вопросов собственности в области культуры;

Создание, ликвидацию и реорганизацию муниципальных учреждений культуры, а также их регистрацию.

Таким образом, на уровне местных органов власти в области культуры предписан комплекс действий по управлению ресурсами культуры в целях обеспечения государственной культурной политики .

Рассмотрим основные полномочия органа управления культурой в структуре местной администрации.

1 ) Прежде всего, объем полномочий касается участия в бюджетном процессе, которые во всей полноте указаны в главе 18 БК РФ, а именно: в качестве органа местного самоуправления управление культуры принимает участие в составлении проекта бюджета; в представлении его на утверждение в законодательный орган местного самоуправления; осуществляет ведомственный контроль за его исполнением, предоставляет отчет об исполнении бюджета.

Управление культуры принимает участие в составлении перспективного финансового плана по своему направлению деятельности и в его последующей корректировке с учетом показателей среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.

2) Орган управления культурой может быть уполномочен органом местного самоуправления в качестве распорядителя бюджетных средств в соответствии с требованием Бюджетного Кодекса РФ.

3) Орган управления культурой принимает участие в разработке и исполнении муниципальных целевых и комплексных программ в части социокультурного развития муниципального образования.

4) Управляет муниципальным имуществом, предназначенным для обеспечения населения услугами организаций культуры, переданным в оперативное управление, либо в безвозмездное пользование в установленном порядке.

5) Муниципальные органы управления культурой принимают участие в формировании, размещении и контроле за исполнением муниципального заказа на выполнение работ и оказании услуг, связанных с культурной деятельностью.

Особую значимость приобретает роль органа управления культуры в связи с введением механизма выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, введенного ст.60 ФЗ № 131.

Главные задачи органов управления культуры будут заключаться:

В подготовке и реализации предложений по объемам дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и районных фондов финансовой поддержки муниципальных образований, других фондов на обеспечение услуг культуры в муниципальных образованиях, где уровень бюджетного обеспечения недостаточен;

В подготовке и реализации видов бюджетных услуг, например, на государственные услуги по сохранению нематериального культурного наследия.

Как субъект культурной политики, обладающий соответственной компетенцией, орган управления культурой муниципального образования может быть наделен отдельными государственными полномочиями субъекта РФ с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов (через принятые законы субъекта РФ) и использовать аккумулированные средства вышеназванных фондов в интересах культурного развития муниципального образования.

В этих целях могут быть заключены договоры (соглашения)

О разграничении полномочий между органами власти разного уровня;

О совместном пользовании учреждениями культуры;

О передаче осуществления части полномочий органу власти в области культуры другого уровня.

Так органы местного самоуправления муниципального района имеют право заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий за счет субсидий, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. И наоборот, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципальных районов вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Реализация последнего положения возможна, если субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений в бюджет муниципального района, будут носить символический характер и дополняться материальными ресурсами и финансовыми средствами из бюджета муниципального района.

Поскольку на уровне муниципального района прописаны полномочия по обеспечению функций межпоселенческого характера и в целях их реализации муниципальный район наделен рядом отдельных государственных полномочий, для чего сформированы соответствующие фонды, то разумно было бы предположить, что в структуре исполнительно-распорядительных органов местной администрации муниципального района должен находиться орган управления культурой. Структура которого должна учитывать подсистемы управления.

Подсистемы управления, к которым относятся службы:

Информационно-аналитические: дают управленческой системе динамическую картину всего происходящего в границах подведомственной ей сферы. Эти службы могут выполнять функции мониторинга текущих процессов, анализа хода реализации принимаемых решений, аналитической службы и прогноза;

Концептуально-программные: разрабатывают концепции, программы, стратегии, сценарии предстоящих действий, опираясь на результаты работы информационно-аналитических подсистем;

Службы взаимодействия с общественностью: обеспечивают соучастие общественных объединений в принятии и реализации затрагивающих общественные интересы решений. В нашем случае это особенно важно в силу требований ФЗ № 131-ФЗ о том, что вопрос о структуре социальных объектов, не входящих в состав публичных полномочий, зависит от решения схода граждан!

Внедрение интеллектуальных механизмов управления, вероятно, можно осуществить в рамках имеющихся таких сетевых структур как РОМЦ, методические отделы РДК или отделы управления (отдела) культуры. Ресурсное обеспечение должно учесть такие статьи расходов, как: содержание работников, затраты на информацию (Интернет), научное обеспечение и проработка управленческих решений.

Механизм модернизации муниципального управления сферой культуры должен предусмотреть целевой подход к организации деятельности, исключая дублирующие функции органов социальной защиты и комитетов по делам молодежи.

Статус органа управления культурой, его компетенция, полномочия и ресурсная база должны быть закреплены уставом.

функции управления культурой:

1. Функция обеспечения государственной культурной политики через систему муниципального заказа:

На библиотечное обслуживание через сеть библиотек;

На художественное и эстетическое воспитание через сеть ДШИ, ДМШ, ДХШ;

На сохранение материального культурного наследия через сеть музеев;

На сохранение нематериального культурного наследия, развитие любительского творчества и досуга через сеть различных функциональных форм, домов культуры и клубов.

2. Функция стратегического развития и программного планирования, предусматривающая разработку и реализацию программ развития культуры муниципального района, включающую все сетевые аспекты деятельности.

3. Функция ресурсного обеспечения и контроля, предусматривающая аккумулирование материальных, финансовых, кадровых ресурсов всех объектов культуры и субъектов культурной деятельности муниципального образования

4. Функция правового обеспечения, которая может быть реализована через комплекс местных нормативных актов:

О нормативах социальной обеспеченности услугами учреждений культуры с учетом экономических, демографических особенностей и культурных традиций;

О нормативах объемов (перечне) услуг культуры в зависимости от типа учреждения;

О материальных, финансовых и бюджетных нормах обеспеченности учреждений культуры;

Об утверждении нормативов трудозатрат для определения штатной численности учреждений;

Об утверждении показателей отнесения к группам по оплате труда;

Об утверждении местной системы стимулирующих доплат.

5. Функции координации деятельности и взаимодействия учреждений культуры со структурами, осуществляющими социальные мероприятия, реализуется через систему проектов, направленных:

На сохранение традиций;

На развитие любительского искусства и ремесел (фестивали, выставки, коллективы самодеятельности);

На поддержку социально незащищенных слоев населения (объединения инвалидов, пожилых людей);

На поддержку общественных инициатив (женские клубы, экологические движения, другое).

От того, насколько успешно удастся вписаться учреждениям культурно-досуговой сферы в социокультурную политику своей территории под эгидой отраслевого органа управления культурой на муниципальном уровне зависит судьба такой наиболее массовой и демократичной сети учреждений культуры, как культурно-досуговые и социокультурные учреждения клубного типа муниципального уровня.

Для сохранения учреждений культурно-досугового типа (Дома культуры, клубы, дома ремесел, дома фольклора и пр.) ненобходимо создание районной централизованной клубной системы, а именно: создание централизованной клубной системы с общими штатами и материальными ресурсами во главе с районным (межпоселенческим) Домом культуры, расположенном в районном центре. Дом культуры преобразуется в «Центральный Дом культуры» (ЦДК). Учреждения культуры культурно-досугового типа преобразуются в дома культуры и клубы-филиалы.

Учредителем данного муниципального учреждения является управление по культуре, кино, спорту и делам молодежи района.

Центральный Дом культуры становится в условиях централизации ведущим, опорным звеном в системе удовлетворения социально-культурных потребностей населения и формирования социальной активности этого населения.

Все крупные массовые мероприятия должны проводиться совместными усилиями всего штата работников централизованной клубной системы и участников художественной самодеятельности как ЦДК, так и филиалов. В то же время групповые формы работы, общение по возрастным и любительским интересам требует максимального приближения к месту жительства. Для этого наиболее подходящими являются клубы-филиалы.

Для включения клубных учреждений в реестр целесообразно определить организационно-правовую форму учреждения и утвердить устав , который даст статус юридического лица.

Организационно-правовая форма учреждения культуры может быть следующих видов:

1 – самостоятельное клубное учреждение – юридическое лицо в организационно-правовой форме «Муниципальное учреждение культуры». Имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, создается самостоятельная бухгалтерия.

2 – клубное учреждение – юридическое лицо в организационно-правовой форме «Муниципальное учреждение культуры». Финансируется через централизованную бухгалтерию управления (отдела) культуры. Имеет свои лицевые и специальные счета.

3 – создание юридического лица в организационно-правовой форме «Муниципальное учреждение культуры «Районная централизованная клубная система».

Наиболее приоритетной, на наш взгляд, является последний вариант. При такой организационно-правовой форме сохраняется возможность финансирования клубной сети района через централизованную бухгалтерию управления культуры, создаются условия для комплексной деятельности всех клубных филиалов, повышения эффективности предоставления услуг населению всего района, в том числе жителям населенных пунктов, не имеющих клубных учреждений, а также - объединения всех специалистов в единый творческий коллектив.

В целях усиления контроля за расходованием финансовых средств, выделяемых из районного бюджета, а также внебюджетных средств и их концентрации для решения вопросов укрепления материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, считаем целесообразным все финансовые средства аккумулировать в централизованной бухгалтерии при управлении по культуре, кино, спорту и по делам молодежи района. ЦДК оформляет взаимоотношения договором о ведении бухгалтерского учета. Распорядителем кредитов при такой схеме является начальник управления по культуре, кино, спорту и по делам молодежи района. Право первой подписи при оформлении бухгалтерских документов сохраняется за директором ЦДК, а банковские документы согласно Положению о Бухгалтерской службе подписываются начальником управления по культуре, кино, спорту и по делам молодежи района и главным бухгалтером, но с обязательной визой на счетах руководителя ЦДК.

Предлагаются следующие этапы проведения реструктуризации в районе:

1. Принять постановление (распоряжение) главы администрации муниципального района «О создании муниципального района».

2. Подготовить Устав МУК «Централизованная клубная система муниципального о района», утвердить начальником управления по культуре, кино, спорту и делам молодежи района, зарегистрировать в комитете имущественных и земельных отношений администрации района и в налоговой инспекции, получить свидетельство о регистрации.

3. Провести оптимизацию клубных учреждений, утвердить структуру ЦКС и штатное расписание, составить план совместной работы.

4. Принять решение (распоряжение) главы администрации района о передаче части полномочий органами местного самоуправления поселений управлению культуры за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет района и наоборот.

Рассмотрим варианты исходной документации регламентирующей структуризацию культурно-досуговых учреждений.

Проект

РАСПОРЯЖЕНИЕ

«Сопоставительная таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам и применяемых бюджетными, автономными учреждениями” *(4) в части расходов на специальное оборудование *(5) В том числе, в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, как получателями бюджетных средств в рамках переданных полномочий *(7) применяемых в части расходов на осуществление капитальных вложений бюджетными и автономными учреждениями, выполняющими функции государственного (муниципального) заказчика в рамках переданных полномочий *(8) В части выплаты пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности Сформирована Сопоставительная таблица соответствия видов затрат классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам и применяемых бюджетными, автономными учреждениями.

Социальное обеспечение населения, иные выплаты гражданам Капвложения в объекты государственной или муниципальной собственности Субсидирование учреждений бюджетной сферы, в том числе казенных, бюджетных, автономных и некоммерческих организаций Иные бюджетные ассигнования Наименование кода ВР 2019 года 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» Скорректировано наименование КВР (исключены слова «для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»).

Косгу 340 расшифровка в 2019 году для бюджетных учреждений

Косгу 310 расшифровка в 2019 году для бюджетных учреждений Коды видов расходов Кроме того, указываются источники внутреннего финансирования в дефицит бюджетов и внешнее финансирование федерального бюджета, виды внутреннего долга Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований, а также виды внешнего долга страны.

Статья 226 бюджетной классификации расшифровка Кроме того, некоторые статьи КОСГУ учреждения могут дополнительно детализировать в части третьего разряда. Это относится к кодам: 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; 180 «Прочие доходы»; 290 «Прочие расходы»; 310 «Увеличение стоимости основных средств»; 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»; 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

КВР 242 и 244: отражаем расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий

По данному виду расходов подлежат отражению расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящимся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Также по данному виду расходов отражаются расходы бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия решения финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) о применении вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Анализируя описания рассматриваемых кодов видов расходов можно сделать вывод, что применять КВР 242 могут только получатели средств федерального бюджета, а также иные получатели средств бюджета, при принятии соответствующим финансовым органом решения о применении данного элемента видов расходов. Бюджетные и автономные учреждения КВР 242 применять не могут.

Расшифровка КОСГУ: подстатья 226

  • К первой группе относятся операции по доходам – код 100. В неё входят подстатьи от 110 до 180, сюда отнесены все виды доходов, которые имеются у организации. К подстатье 110, например, относятся все доходы от налогов. К 120 подстатье относится прибыль от собственности (аренда и т.д.). К 130 относится прибыль от оказанных услуг. И другие подстатьи.
  • Ко второй группе относятся расходные операции организации – код 200. Код имеет подгруппы с 211 по 290. Здесь группируются операции по зарплате, выплате пособий, пенсий, выплачиваемых организаций, плата за аренду и многое другое.
  • К третьей группе относятся поступления активов, не относящихся к финансовым – код 300. Указанные активы могут быть как производственными, так и непроизводственными. Группа детально состоит из подстатей 310–340. Сюда входят поступления от увеличившейся стоимости имущества организации, от увеличения стоимости по содержанию ПО и БД и т.д.
  • К четвертой группе относится выбытие активов, которые не относятся к финансовым – это код 400. Эта группа включает в себя 410–440 подстатьи. Если уменьшилась стоимость имущества предприятия, возмещение ущерба и т.д.
  • К пятой группе относится поступление финансовых активов – код 500. Группа имеет подгруппы 510–550. Сюда относятся поступления от акций, векселей, увеличение остатков по кредитам и другое.
  • К шестой группе относится выбытие финансовых активов – код 600, который состоит из 610–650 статей, регламентирующих выбытие активов.
  • К седьмой группе относится увеличение обязательств – код 700, состоящий из 710–720 подгрупп. Здесь речь идет об увеличении долгов организации.
  • К восьмой группе относится уменьшение обязательств – код 800. Он состоит, в свою очередь, из подстатей 810 и 820, и входят сюда операции по уменьшению различных долговых обязательтв.

В бюджетном учете учреждений все операции по доходам и расходам распределяются на основании классификации по КОСГУ. Указанный классификатор необходим в бухгалтерии при формировании учетной политики организации, для того, чтобы в полном объеме учитывать информацию о проведенных операциях.

Статья 340 бюджетной классификации расшифровка 2019

23.1 БК РФ, раздел I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; 180 «Прочие доходы»; 290 «Прочие расходы»; 310 «Увеличение стоимости основных средств»; 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»; 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Согласно Указаниям № 180н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока­зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Коды видов расходов

Остаётся только код 244, и использование его в данном случае выход единственно правильный. Или другая ситуация. Устанавливается новая кабина лифта (не оборонный заказ), и нужно определить вид расходов подобных затрат. Установка лифта связана с заменой старой кабины новой (договор капитального ремонта) или устанавливается кабина лифта первоначально (изменение технических характеристик, договор на реконструкцию или строительство). В первом случае расходы нужно отражать по элементу 243 (закупка товаров, услуг, работ на капитальный ремонт муниципального имущества). Во втором случае — элемент с кодом 410 (бюджетные инвестиции). Или, например, покупается видеорегистратор. Если это оборонный заказ, расходы нужно отражать по элементу кода 219, а если нет, то снова нужный код — 244 (по тем же причинам, что и расходы на антенну).

В 2019 году муниципальные государственные учреждения при планировании бюджетов и исполнении их должны обеспечивать сопоставимость показателей, то есть вести аналитику начисляемых расходов по их видам, а не только по кодам КОСГУ, детализация по которым сохраняется. Теперь это нужно делать одновременно и по кодам КОСГУ, и по кодам ВР. Порядок отнесения на соответственные коды командировочных расходов тоже изменился. По какому коду оплачивается служебная командировка и услуги, с нею связанные (заказ билетов, их доставка, бронирование гостиниц и тому подобное)? Услуги эти оказываются сторонней организацией на основании договора, а потому отражаются они по элементу ВР с кодом 244.

Статья 226 расхода бюджетной классификации расшифровка

Нередко возникают сомнения при выборе между 225 и 310 КОСГУ (между ремонтом и модернизацией (реконструкцией, дооборудованием), а также - между 225 и 226 КОСГУ. Почему такие сложности возникают и как бухгалтеру «выйти сухим из воды», рассмотрим на примере рабочих ситуаций.

О бюджетной классификации Российской Федерации (с изменениями на 3 сентября 1997 года) (утратил силу на основании приказа Минфина России от 19.04.2011 N 47н) (с изменениями на 3 сентября 1997 года) ____________________________________________________________________ Утратил силу на основании приказа Минфина России от 19 апреля 2011 года N 47н ____________________________________________________________________ Бюджетная классификация Российской Федерации, введенная в действие настоящим приказом, применяется для отчетности об исполнении бюджетов всех уровней за 1997 год, представляемой финансовыми органами, и отчетности об исполнении смет расходов министерств и ведомств, иных получателей средств бюджета.

Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

Код вида расхода - это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств, а также контролю над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы - основа планирования и исполнения бюджета. То есть от правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Для чего используются коды КОСГУ

Составления плана закупок – это, наверное, сама непростая и кропотливая работа для любого государственного учреждения. Это обусловлено жестким контролем со стороны проверяющих органов власти именно данного аспекта деятельности учреждений. Любая ошибка в сформированном плане (некорректный код операций) может привести к тому, что он не будет согласован, а это может повлечь за собой множество проблем, главная из которых неполучение своевременно бюджетных средств на погашение существующих обязательств.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5

Документом, регламентирующим правила бюджетного учета, является Инструкция N 25н <1>. Однако ее норм в некоторых случаях недостаточно, для того чтобы правильно отразить ту или иную операцию. Ведь одна из особенностей бюджетного учета заключается в том, что при отражении хозяйственных операций необходимо учитывать не только положения названной Инструкции, но и бюджетной классификации РФ <2>. И если в коммерческом учете практически для каждого раздела плана счетов, а в некоторых случаях для каждого счета предусмотрено свое положение по бухгалтерскому учету, то в бюджетном бухгалтерам приходится довольствоваться отдельными разъяснениями Минфина или Федерального казначейства, а иногда и собственным опытом или интуицией.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
<2> Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Большинство вопросов связано с учетом материальных запасов. В данной статье рассмотрены некоторые из них.

Изменения, внесенные в учет материальных запасов Инструкцией N 25н

Изменилась структура Плана счетов бюджетного учета: с 01.01.2006 из состава основных средств мягкий инвентарь и посуда переведены в состав материальных запасов. Счет 0 101 08 000 "Мягкий инвентарь" исключен, а соответствующее имущество теперь подлежит отражению на новом счете 105 05 000 "Мягкий инвентарь". Кроме того, поскольку посуда отражалась в составе прочих основных средств, теперь ее отражают в составе прочих материальных запасов. Соответственно, изменена нумерация счетов. Учет материальных запасов ведется на следующих счетах:

  • 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства";
  • 105 02 000 "Продукты питания";
  • 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы";
  • 105 04 000 "Строительные материалы";
  • 105 05 000 "Мягкий инвентарь";
  • 105 06 000 "Прочие материальные запасы";
  • 105 07 000 "Готовая продукция".

Уточнен способ отражения в учете внутренней передачи материальных запасов. В соответствии с п. 58 Инструкции N 25н внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами отражается:

  • по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 01 340, 0 105 02 340, 0 105 03 340, 0 105 04 340, 0 105 05 340, 0 105 06 340, 0 105 07 340);
  • по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 01 340, 0 105 02 340, 0 105 03 340, 0 105 04 340, 0 105 05 340, 0 105 06 340, 0 105 07 340). То есть по дебету и кредиту счетов используется один и тот же код КОСГУ <3> - 340. Операции по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию отражаются в регистрах аналитического учета материальных запасов путем смены материально ответственного лица.
<3> Классификация операций сектора государственного управления, Приложение N 5 к Инструкции N 25н.

Уточнено применение счета 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства". Теперь он используется не только в больницах, лечебно-профилактических, лечебно-ветеринарных учреждениях, но и во всех бюджетных организациях (п. 61 Инструкции N 25н).

Добавлен способ списания материальных запасов. Списание производится двумя способами:

  • по фактической стоимости каждой единицы запаса;
  • по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости осуществляется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, а также поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

При этом Инструкция N 25н не обязывает применять только один способ списания. Отсюда следует, что учреждение вправе выбрать наиболее приемлемый вариант.

Счет 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" применяется не только при изготовлении материальных запасов, но и их приобретении, безвозмездном получении на основании затрат по нескольким договорам с поставщиками, распоряжениям (извещениям).

Уточнен порядок списания балансовой стоимости животных при их забое для получения продукции (мяса). Указанная операция отражается по дебету счета 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

Формирование стоимости изготавливаемых материальных запасов в рамках бюджетной деятельности

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении определяется учреждением исходя из затрат, связанных с их изготовлением (п. 51 Инструкции N 25н). На основании этого в себестоимость изготавливаемых материальных запасов включается не только стоимость использованных материалов, работ и услуг сторонних организаций и других подразделений учреждения, но и заработная плата рабочих, управленческого персонала соответствующего подразделения и начисления на суммы оплаты труда.

Как указывалось выше, для учета операций по изготовлению материальных запасов применяется счет 106 04 340. Порядок формирования в бюджетном учете себестоимости материальных запасов в соответствии с Инструкцией N 25н следующий:

Основание

  1. Списана стоимость

материалов

на себестоимость

изготовленных

материальных запасов

Требование-

накладная

требование

на выдачу

продуктов

Ведомость на

выдачу кормов

Ведомость

материальных

ценностей

учреждения

  1. Начислена заработная

плата работникам,

принимающим участие

в изготовлении

материальных запасов

  • на сумму начисленной

заработной платы

Ведомость

по начислению

заработной

  • на сумму удержанного

с заработной платы НДФЛ

  • на сумму ЕСН,

начисленного на

заработную плату

  • на сумму страховых

взносов по обязательному

страхованию от

несчастных случаев

  1. Отнесены на

себестоимость материалов

услуги сторонних

организаций

Счет-фактура,

акт приемки

выполненных

Создание материальных запасов за счет средств из двух источников

В деятельности бюджетных учреждений встречаются ситуации, когда для создания определенного вида материальных запасов одновременно используются как бюджетные, так и внебюджетные средства. Например , для изготовления продукции, которая в дальнейшем используется в бюджетной деятельности, расходуются материалы, приобретенные за счет средств от приносящей доход деятельности, или оплачиваются услуги сторонних организаций за счет внебюджетных средств. В этом случае нельзя приходовать готовую продукцию по внебюджетной деятельности, даже в том случае, если затраты по ней в процентном отношении выше расходов, осуществленных за счет средств бюджета. Есть только один вариант: отразить ее по бюджетной деятельности, то есть оприходовать готовую продукцию по стоимости фактических затрат по коду вида деятельности "1" - бюджетная деятельность. Это связано с тем, что согласно нормам бюджетного законодательства (ст. 289 БК РФ) использовать бюджетные средства на ведение внебюджетной деятельности нельзя, а вот направление внебюджетных средств на уставную (бюджетную) деятельность учреждения не возбраняется. Расходы, произведенные за счет средств от внебюджетной деятельности и учтенные в себестоимости готовой продукции, следует списать в учете на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям (счет 2 401 01 241), а доход по бюджетной деятельности - учесть в составе прочих доходов (счет 1 401 01 180).

Пример 1 . Научно-исследовательский институт при изготовлении продукции использовал материалы, приобретенные за счет средств бюджета, стоимостью 12 000 руб. Кроме того, институт воспользовался услугами сторонней организации, стоимость которых в размере 59 000 руб. оплатил за счет средств от приносящей доход деятельности, в том числе НДС - 9000 руб.

В бюджетном учете института указанные операции отражаются следующим образом:

Внебюджетная деятельность

Оказаны услуги сторонней

организации

Оплачены услуги сторонней

организации

Списаны услуги сторонней

организации на бюджетную

деятельность

Бюджетная деятельность

Получены материалы в рамках

бюджетной деятельности

Оплачены материалы

Списаны материалы

на изготовление продукции

Оприходованы услуги

сторонней организации

и отнесены на себестоимость

готовой продукции

Оприходована готовая

продукция на склад

<*> Услуги сторонней организации, использованные при производстве продукции за счет средств из двух источников и оплаченные за счет внебюджетной деятельности, приходуются в учете без выделения НДС на отдельный счет 210 01 560 даже в том случае, если внебюджетная деятельность облагается данным налогом. Это связано с тем, что создание нефинансового актива, в данном случае готовой продукции, отражается по бюджетной деятельности (п. 164 Инструкции N 25н). Таким образом, учреждение не имеет права предъявить этот НДС к вычету. Кроме того, затраты по оплате услуг сторонних организаций нельзя учесть при определении налогооблагаемой прибыли, так как они не направлены на получение дохода, как требует ст. 252 НК РФ.
<**> Несмотря на то что счет 105 07 000 "Готовая продукция" согласно п. 67 Инструкции N 25н предназначен для учета изготовленной в учреждениях продукции в рамках деятельности, приносящей доход, автор статьи считает, что его можно использовать при учете продукции, производимой в рамках бюджетной деятельности.

Особенности отражения затрат по изготовлению продукции и ее реализации

Корреспонденция счетов при отражении расходов по изготовлению продукции в учреждениях та же, что и при изготовлении материальных запасов. Продукцию, прошедшую все стадии изготовления, необходимо поставить на бюджетный учет. Все затраты, собранные на счете 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)", нужно списать в дебет счета 105 07 000 "Готовая продукция". Это проводка по оприходованию готовой продукции на склад. Затем фактическая стоимость реализованной продукции списывается на доходы от рыночных продаж.

Пример 2 . Дополним условия примера 1. Допустим, что готовая продукция, себестоимость которой по данным учета составляет 71 000 руб., впоследствии реализована за 109 000 руб. Научно-исследовательский институт освобожден от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Прежде чем отразить операции на счетах бюджетного учета, следует сказать, что согласно Письму Федерального казначейства от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404 списание себестоимости готовой продукции нужно производить по бюджетной деятельности, а выручку от ее реализации - по внебюджетной. В Письме содержатся рекомендации по начислению НДС и налога на прибыль.

В учете института будут сделаны следующие записи:

<*> Для упрощения примера в расчет не включены расходы по внебюджетной деятельности, которые могут быть учтены при определении налогооблагаемой прибыли в соответствии с нормами гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Однако следует иметь в виду, что в нашем примере стоимость готовой продукции, списанная в доход от реализации активов по бюджетной деятельности, при исчислении налогооблагаемой прибыли не учитывается.

Теперь рассмотрим пример, когда реализуются материальные запасы созданные (приобретенные) в рамках приносящей доход деятельности.

Пример 3 . Учреждение здравоохранения реализовало остаток строительных материалов, приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности. Их средняя фактическая стоимость составила 64 900 руб., продажная - 80 000 руб., в том числе НДС - 12 200 руб. Учреждение освобождено от уплаты НДС в соответствии с пп. 2 п. 2. ст. 149 НК РФ, поэтому в фактической стоимости строительных материалов учтен НДС.

В данной ситуации учреждение должно обратить внимание на расчет и уплату НДС по реализации строительных материалов. Дело в том, что последняя не относится к медицинским услугам, поэтому подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Поскольку в нашем примере строительные материалы отражаются в учете вместе с НДС (то есть налог по ним не был принят к вычету), его следует выделить из стоимости остатка строительных материалов и принять к вычету. При этом по правилам п. 4 ст. 164 НК РФ применяется расчетная ставка 15,25%. Итак, НДС, который можно предъявить к вычету, составит 9900 <4> руб. (64 900 руб. x 15,25%).

<4> В целях упрощения примера результаты расчета округлены.

В учете учреждения здравоохранения операции отразятся следующим образом:

Выделен НДС со стоимости

строительных материалов

Предъявлен НДС к вычету

Начислен доход от продажи

строительных материалов

Начислен НДС к уплате

Списана на расходы

по приносящей доход

деятельности стоимость

строительных материалов

(64 900 - 9 900) руб.

Начислен налог на прибыль

((80 000 - 12 200 -

55 000) руб. x 24%)

Зачислена выручка

от продажи строительных

материалов на внебюджетный

счет учреждения

Перечислен налог на прибыль

Перечислен НДС

<*> В этом случае также для упрощения примера в расчет не включены другие расходы по внебюджетной деятельности, которые могут быть учтены при определении налогооблагаемой прибыли в соответствии с нормами гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Поступление материальных запасов по договору дарения

Чаще всего бюджетные учреждения получают материальные ценности безвозмездно в качестве дара, то есть по договору дарения. Согласно п. 52 Инструкции N 25н фактическая стоимость материальных запасов, полученных по договору дарения, определяется исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету и сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом Инструкция не поясняет, какими источниками пользоваться при этом. По мнению автора статьи, можно воспользоваться информацией прайс-листов торгующих организаций или первичными документами передающей стороны, а если сумма договора дарения значительная, то лучше обратиться к оценщикам.

Другой вопрос, который волнует бухгалтеров при получении дара, - по какому коду вида деятельности следует приходовать материальные ценности? По мнению автора, необходимо учитывать направление использования этих материальных ценностей, которое должно быть указано в договоре.

Обратите внимание: при определении прибыли не учитываются целевые средства, полученные в форме пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с ГК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Пример 4 . Общеобразовательная школа получила в качестве дара строительные материалы. Согласно первичным документам передающей стороны (накладным, счету-фактуре) стоимость материалов равна 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Комиссия учреждения признала указанную стоимость рыночной. С передающей стороной при получении дара был заключен договор дарения, согласно которому строительные материалы должны использоваться для ремонта здания школы. За доставку стройматериалов транспортной организации уплачено 3600 руб., в том числе НДС - 549 руб.

В учете школы операции по приему дара отразятся следующим образом:

Актуальные вопросы применения бюджетной классификации в отношении материальных запасов

В чем различие списания мягкого инвентаря на расходы в бюджетном и налоговом учете?

Списание мягкого инвентаря на расходы в целях определения налогооблагаемой прибыли имеет свои особенности. В отличие от бюджетного в налоговом учете стоимость мягкого инвентаря относится на расходы в момент его выдачи в эксплуатацию. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Таким образом, сумма расходов на мягкий инвентарь в налоговом и бюджетном учете совпадать не будет.

Другая особенность списания мягкого инвентаря в налоговом учете заключается в способе (методе) списания его стоимости. В соответствии с нормами гл. 25 НК РФ при списании материалов, используемых при производстве продукции, применяется один из следующих методов оценки указанных материалов:

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Поскольку налогоплательщику предоставляется право выбора, в учетной политике лучше закрепить один метод оценки стоимости материальных запасов при списании и в бюджетном, и в налоговом учете.

На какую статью ЭКР относить затраты на стирку белья (мягкий инвентарь) с учетом того, что мягкий инвентарь теперь не относится к основным средствам?

Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации <5> на подстатью 225 "Услуги по содержанию имущества" ЭКР относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении или аренде, а согласно плану счетов бюджетного учета к нефинансовым активам относятся не только основные средства, но и материальные запасы. Поэтому перевод мягкого инвентаря из основных средств в материальные запасы не повлиял на порядок отнесения расходов на их содержание на статьи ЭКР.

<5> Приказ Минфина России от 08.02.2006 N 168н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

На какую статью бюджетной классификации расходов следует отнести затраты по приобретению и установке автосигнализации?

Для ответа на данный вопрос обратимся к Указаниям о применении бюджетной классификации. На статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" ЭКР относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд... Далее следует перечень видов (предметов) материальных запасов. Наименования "автосигнализация" ОКОФ <6> не содержит. Однако в нем имеется позиция "Приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации" (код 14 3319290 кч 8), подраздел "Машины и оборудование" раздела "Материальные основные фонды (основные средства)". Таким образом, автосигнализацию в соответствии с ОКОФ можно отнести к основным средствам, то есть расходы на ее приобретение нужно отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" ЭКР.

<6> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Однако из Письма Федерального казначейства от 15.02.2007 N 42-2.2-04/3, информация которого представлена в виде Таблицы вопросов и ответов по применению кодов Бюджетной классификации РФ, поставленных на совещании со специалистами финансовых органов субъектов РФ 7 - 8 декабря 2006 г., следует, что расходы по приобретению автосигнализации (оборудования) в торговой сети учитываются по КОСГУ, код - 340. Указанное Письмо согласовано с Минфином, поэтому следует полагать, что оно подлежит применению бюджетополучателями, хотя в данном пункте Письма (ответ на вопрос 2) нет ссылки на нормативный документ.

Установка автосигнализации по договору относится на подстатью 226 "Прочие услуги" ЭКР. На данную подстатью относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225 ЭКР, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию).

Л.Максимова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Материальные запасы - это важнейший актив предприятия. Какими именно ресурсами они могут быть представлены и какими могут быть основные направления деятельности на предприятии, связанные с управлением данными запасами?

Что относится к товарно-материальным запасам и на какие разновидности они классифицируются в бухгалтерском учете

В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01, материальный запас - это активы, которые:

  • используются как сырье или материалы в целях выпуска продукции на продажу, выполнения работ, услуг;
  • подлежат продаже без дальнейшей переработки;
  • используются для решения управленческих задач внутри организации.

Выпущенная предприятием готовая продукция из исходных материальных запасов - это актив, который также относится к материально-производственным запасам (МПЗ).

Чем отличаются основные средства от МПЗ — по существу и строкам в балансе

Рассматриваемые активы следует отличать от основных средств. Вторые представлены следующими активами (п. 4 ПБУ 6/01):

  • предназначенными для использования в производстве товаров, работ, услуг, для управленческих нужд фирмы или для сдачи фирмой в аренду;
  • предназначенными для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предназначенными изначально для последующей перепродажи;
  • способными приносить фирме экономические выгоды в будущем.

В целом основные средства — это ценности, которые используются как средства труда, которые применяются в целях переработки материальных запасов или их задействования в качестве готового прибавочного продукта.

МПЗ и основные средства отражаются в разных строках бухгалтерского баланса. Актив первого типа — в строке 1210, второго — в строке 1150.

Как материальные запасы учитываются на счете 10

Все юрлица обязаны вести бухгалтерский учет материальных запасов - это обязательное требование к их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 2 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). При этом хозяйственные операции, отражающие оборот материальных запасов, регистрируются на счете 10 Плана счетов бухучета. К нему открываются различные субсчета (для сырья и материалов, топлива, тары и т. д.). Соответствующие хозоперации регистрируются с использованием оправдательных документов (накладных, ордеров, актов и т. д.).

Прочие МПЗ — что к ним относится

Термин «прочие МПЗ» главным образом характеризует бухучет бюджетных учреждений. В бюджетном учете — осуществляемом государственными и муниципальными организациями — к прочим материально-производственным запасам относятся (п. 118 приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н):

  • специальное оборудование для исследований,
  • посадочные материалы,
  • реактивы,
  • посуда,
  • канцелярские принадлежности,
  • средства гигиены,
  • электрические лампочки,
  • тара,
  • корма,
  • книги,
  • иные подобные активы.

Классифицируемые как прочий материальный запас ресурсы - это активы бюджетных учреждений, которые, как и в случае с запасами коммерческих организаций, учитываются на отдельных счетах бухучета. По Единому плану счетов (общему для всех бюджетных организаций) используется счет 105 06.

При этом он во многих случаях дополняется 3-значным аналитическим кодом КОСГУ. Например, отражающим увеличение стоимости материальных запасов.

В коммерческом учете к «прочим» в порядке, определенном локальными нормативами, как правило, относятся запасы с наименьшей степенью существенности с точки зрения применения в производственном процессе (исходя из критериев, установленных ответственными специалистами фирмы).

Увеличение стоимости материальных запасов (что входит в них по счету 340 бюджетного учета)

Термин «увеличение стоимости материальных запасов» может рассматриваться в нескольких аспектах. Так, в бюджетном учете под ним понимается факт отнесения на статью кода КОСГУ 340 расходов по оплате договоров на приобретение материальных запасов (приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н).

Соответствующий код по КОСГУ применяется казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, что имеют полномочия по получению бюджетных средств. На нем регистрируются расходы государственной или муниципальной организации на покупку или изготовление МПЗ. Они могут быть представлены такими объектами, как:

  • медикаменты и медицинская техника,
  • продукты питания,
  • топливо,
  • стройматериалы,
  • мебель,
  • запчасти,
  • спецоборудование для исследований,
  • корма.

В коммерческом учете под увеличением стоимости МПЗ понимается факт списания тех или иных расходов, связанных с закупкой запасов, на увеличение их стоимости. Каждое подобное списание регистрируется отдельной проводкой.

Для чего применяется методика анализа состояния складских материальных ресурсов

Анализ состояния материальных запасов - это одно из важнейших направлений деятельности сотрудников предприятия, ответственных за работу с данными ресурсами. Он может осуществляться, к примеру, в целях определения потребности фирмы в этих запасах.

Узнать больше об анализе материальных запасов вы можете в статье .

Оптимизация размера заказа предполагает определение потребности в материальных запасах

Данное направление анализа занимается расчетом нормативного показателя потребности фирмы в тех или иных материальных запасах — так, чтобы оптимизировать их закупки в нужном объеме при заказе у поставщиков. При этом задача ответственных специалистов сводится к нахождению такого количества запасов, которого, с одной стороны, достаточно для поддержания производственного процесса, с другой — не слишком много с точки зрения величины расходов на их приобретение и содержание.

Таким образом, на большинстве предприятий определение нормы по материальным запасам - это необходимая часть анализа состояния МПЗ вкупе с определением факторов, влияющих на их объем.

Нормирование расхода запасов материальных ресурсов и факторы, влияющие на величину МПЗ

Запасы с точки зрения оценки потребности в них могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, распространен подход, по которому запасы делятся:

  • на те, что необходимы для обеспечения ассортимента товаров или стабильной отгрузки готовой продукции по контрактам (их, как правило, меньше всего по объему);
  • на те, что необходимы для поддержания полного цикла производства (обычно они вторые по объему);
  • на те, что нужны для поддержания производства между поставками запасов от поставщиков (предполагается, что их будет больше всего);
  • на страховые — которые применяются в случае перебоя с поставками или не предусмотренного расчетами увеличения потребности в запасах (как правило, их порядка 10% от тех, что относятся к предыдущей категории).

Для каждого из указанных запасов считается оптимальный и, как следствие, нормативный показатель длительности или объема исходя из таких факторов, как:

  • динамика расходования МПЗ (в соотнесении, к примеру, с динамикой спроса на производимые товары);
  • периодичность завозов МПЗ от поставщика, комплектность завозов;
  • ассортимент выпускаемой продукции.

Итоги

Материальный запас - это ресурсы организации, на основе которых создается прибавочный продукт, или же используемые в качестве прибавочного продукта. Все организации, включая бюджетные, должны вести учет запасов. Работа с МПЗ, как правило, предполагает определение потребности хозяйствующего субъекта в них, а также осуществление анализа эффективности управления материальными запасами.

Узнать больше об управлении материальными запасами на предприятии вы можете в статьях: